Все самое необходимое о кистях

 

Кисть – это не только самый главный инструмент художника, это то, с чем в первую очередь ассоциируется слово «художник». От качества кисти зачастую зависит не только результат работы художника, но и вдохновение.

Кисти можно разделить на несколько типов, классификация зависит от многих факторов. Самыми важными факторами являются назначение (то есть, техника живописи, способ выполнения работы), и материал – те средства, которыми вы будете творить свое искусство.

Прежде чем рассказать подробно о форме кистей и о ворсе, давайте разберемся, как устроены кисти.
Кисть состоит из трех частей: деревянная ручка (бывает и пластмассовая, но лучше брать с деревянной), металлическая обойма (капсюля, цоколь) и волосяной пучок. Волосяной пучок – рабочая часть кисти может состоять из различного вида волос — синтетических или натуральных, собранных в различные формы и размеры. Обойма служит для придания формы и сохранности пучка и соединения его с ручкой кисти. Чаще изготавливается из металла. Цельнотянутые обоймы (без шва, наиболее удобны).
из чего состоит кисть
Каждая кисть предназначена для определенного вида работ. Важное значение имеет форма кисти.
И мы расскажем о некоторых из них, наиболее часто используемых.
ФОРМЫ КИСТЕЙ

КРУГЛАЯ КИСТЬ

 Считается универсальной кистью. Используется для того, чтобы наносить линии различной толщины, постоянной или изменяющейся. Подходят для того, чтобы полностью создавать изображение, прорабатывать отдельные его детали, работать с фактурой рисунка.
Качественная круглая кисть позволяет создавать широкий спектр форм и эффектов, хорошо удерживает воду, впитывает излишки краски и легко ополаскивается. Необычайная эластичность такой кисти позволяет отобразить каждый жест художника, желающего добиться особой выразительности мазка. Хорошая круглая кисть имеет острый кончик, который позволяет выполнять тончайшие детализированные работы.
“Передвижник” – магазин профессиональных материалов для художников, архитекторов, дизайнеров.

ЛИНЕЙНАЯ КИСТЬ

Этой кистью выполняют длинные мазки, прорисовывают надписи, кисть служит для выполнения работы с жидкими материалами, является более короткой разновидностью шрифтовой кисти.
линейная кисть

ТРАФАРЕТНАЯ КИСТЬ

 Отличается формой – имеет плоский тупой срез пучка, предназначенный вбивать краску через трафарет короткими ударами. Обычно изготавливается из жесткого ворса. Рекомендуется для живописи в технике лессировки.
трафаретная кисть

КИСТЬ «КОШАЧИЙ ЯЗЫК»

 Это кисть со срезом в форме овала или купола. Считается универсальной, подходит там, где требуется и плоская кисть, и круглая. Наиболее подходит для создания градиентов и плавных мягких переходов между различными оттенками цветов.
кошачий язык

РЕТУШНАЯ КИСТЬ (скошенная кисть)

 Этой кистью выполняют самые точные, тонкие мазки, особенно в прорисовке самых мелких и неудобных для доступа деталей картины. По форме напоминает обычную плоскую кисть с ворсом, срезанным под углом.
скошенная кисть

ФЛЕЙЦ

 Кисти флейц нужны в том случае, когда требуется покрыть грунтом, краской или лаком большую площадь рисунка. Также флейц используются в технике живописи, где нужно нанести широкий слой краски одним мазком, или выполнить заливку. По форме представляет собой очень широкую, чаще плоскую кисть.
флейц

ВЕЕРНАЯ КИСТЬ

Плоская кисть, имеющая негустой пучок в форме веера. С ее помощью удается сделать утонченную цветовую растяжку. Вы также сможете смягчить контраст контуров и фактуру.
веерная кисть
ВОРС КИСТЕЙ
СВИНАЯ ЩЕТИНА
Подходит для живописи маслом и акрилом. Достаточно жесткая, поэтому ей удобно работать с густыми красками — акриловыми или масляными красками. Также щетинные кисти могут применяться в темперной и гуашевой живописи, а также в оформительских работах. Лучшими считаются кисти из щетины китайского ангкингского борова. Щетина проходит специальную обработку: кипятится, затем отбеливается, после чего отправляется на изготовление кистей. Еще одним достоинством щетины является расщепленный кончик, благодаря которому кисть равномерно наполняется, что приводит к ровным мазкам. В лучших кистях около 80% расщепленных волосков.
 БЕЛКА
Беличьи кисти делают из хвоста белки. Такие кисти бывают только круглой формы. Они очень мягкие и эластичные. Кисти из беличьего ворса широко применяются для акварельной живописи, могут использоваться для гуаши или темперы. Обладают быстрой изнашиваемостью в том случае, когда участвуют в работе с густыми красками.
КОЛОНОК
Изготовляют такие кисти их хвоста колонка. Возможны вариации по форме: круглые, плоские, с укороченным и удлиненным пучком. Сочетает в себе эластичность, упругость и мягкость. Незаменимы во всех видах живописи. Используются в масляной живописи для прорисовки мелких деталей, при работе гуашью и в акварельной – когда нужны упругие свойства кисти.
УШНОЙ ВОЛОС
Используется для изготовления кистей, подходящих для всех видов художественных работ. Если вы используете кисть из ушного волоса в масляной живописи, масляные краски также должны быть жидко разбавленными.
БАРСУК
Волос барсука мягче щетины. Такие кисти идеальны при работе с разбавленными красками. Волосяной покров — конической формы с брюшком, расположенным ближе к кончику. Отличить барсука очень легко: кончик у кисти белый, средняя часть более темная. Иногда производители красят щетину или козий волос в цвета барсука для его имитации. Чтобы отличить подделку, следует обращать внимание на наличие брюшка и кончика. Если брюшка нет, но есть скрученные волоски – то это козий волос, если же расщепленные волоски – щетина.
МЕДВЕЖЬЯ ЩЕТИНА
Эти кисти выпускаются из обработанного волоса бурого или белого медведя. Кисти из волоса белого медведя форме выпускаются только плоские с длинным или коротким волосяным пучком. Эти кисти отличаются меньшей жесткостью, но большей эластичностью по сравнению со щетинными, они обладают высокой упругостью и мягкостью. Применяются для «тяжелого» вида красок: масляные. гуашь и т.д. Кисти из волоса бурого медведя бывают округлой формы и отличаются большей мягкостью и эластичностью. Применяются для работы темперой, акварелью, тушью и т.д.
МАНГУСТ
Используется в акриловой и масляной живописи. Удерживает много краски. Волос более мягкий, чем щетина, но жестче соболиного. Кончик такой кисти темно-коричневый, по длине – черно-белый.
КОЗИЙ ВОЛОС
Такие кисти отлично подходят для акварели, каллиграфии, суми-ё. У них длинный упругий мягкий волос, который не оставляет на поверхности жестких следов. Часто их выпускают с легкой ручкой из бамбука.
ВОЛК
Эти кисти изготавливают из волоса волка. Отличаются особой упругостью и эластичностью, благодаря этим качествам в основном такие кисти используют для каллиграфии и живописи гохуа (стиль традиционной китайской живописи в которой используются тушь и водяные краски на шёлке или бумаге), так же к виду кистей «волк» относят кисти, сделанные из китайского желтого волка, который по сути является колонком.
СИНТЕТИКА
Выпускаются все форм и размеров. Хорошо подходит для масла и акрила. Благодаря ним, можно работать с красками непосредственно из тубы. Если краску предварительно разбавить, то можно применять кисти со средней жесткостью. Чем больше разбавлена краска, тем мягче должна быть применяемая кисть. Синтетические кисти обладают хорошей устойчивостью к износу.
ШЕЙПЕРЫ
Уделим внимание таким кистям как кисти из каучука. Официально они появились сравнительно недавно. Это моделирующие кисти. Они отлично подходят для растушевки как пастели, так карандашей и угля.
Также существуют кисти из ворса лисицы, зайца, енота, из крысиного меха (эти кисти делаются из особого подвида дикого зайца), из гривы дикой лошади, из растительных волокон, из куриного пуха и т.д.
Такие кисти оригинальны и редки, используются в основном для работы в стиле восточных техник.
Кроме того, существует множество вариаций смешанных видов кистей из различного ворса. Смешивают ворс как натуральный, так и комбинируют синтетический с натуральным.
ЗАБОТА О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КИСТИ

Следуйте этим советам, чтобы сохранить ваши кисти в рабочем состоянии:

  •  Волос кисти при использовании, мытье не должен преломляться
  • Не оставляйте кисти замачиваться на длительное время в воде, особенно опирая на волос кисти.
  • Работайте аккуратно, не допускайте, чтобы краска забивалась в наконечник.
  • При работе, никогда не позволяйте краске засохнуть на кисти.
  • Очищайте и промывайте кисти сразу после работы соответствующим раствором. Всегда внимательно читайте инструкции на бутылке с раствором или краской.
  • Для достижения наилучших результатов, используйте волос и размер кисти соответствующей вашей краске и технике живописи.
  • Если вы пользуетесь водорастворимыми красками (акварель, гуашь, темпера, акриловые краски), то несколько раз рекомендуется промыть кисти в чистой, прозрачной воде. Профессиональные художники обычно добавляют в воду каплю средства для мытья посуды.
  • Если вы пользуетесь масляными красками, то после работы с ними обязательно сразу нужно их очистить. Ни в коем случае нельзя дать кисти засохнуть. Сначала уберите излишки краски сухой тряпочкой. Кто-то советует для быстроты мыть кисти в растворителе типа пинена, скипидара или уайт-спирита, но это чревато тем, что растворитель попадает под жестяную обойму у основания ворса кисти и растворяет связующее вещество, скрепляющее волос пучка. Поэтому рекомендуется после использования масляных красок мыть кисти в теплой воде с использованием обычного хозяйственного мыла, до тех пор, пока вода и пена перестанут окрашиваться в цвет краски.
  • Храните художественные кисти в горизонтальном или вертикальном положении, чтобы не было давления на волос.
  • Если вы пользуетесь кистями из натурального волоса, то обязательно для профилактики пользуйтесь специальными отпугивающими средствами от моли

Быть всегда в курсе!

Если вы хотите первым узнавать о новых интересных статьях в нашем блоге, просто нажмите кнопку

Комментирование запрещено